TRIZ


  • Notes
    • Ловушки мышления
  • Library
    • Простые решения непростых задач. Процессная ТРИЗ в жизни и бизнесе. С.В. Куклаев

Notes

Ловушки мышления

Library

Простые решения непростых задач. Процессная ТРИЗ в жизни и бизнесе. С.В. Куклаев

Правда о самих себе

Если наша потребность сильна, то сильна и эмоция. Если возможность ее удовлетворения велика, то эмоция положительна. Если нам многого не хватает для удовлетворения потребности - эмоция отрицательна. В этой простой формуле вся наша как счастливая, так и несчастная любовь, весь наш жизненный успех или неудача.

Именно энергопотенциал начинает использоваться, тратиться в наших действиях, поступках, вырастающих из наших эмоций, обеспечивая саму их возможность

Небольшой промежуточный вывод: эмоции если и не лежат в основе, то тесно связаны с базисом нашей личности: - дающим нам силы энергопотенциалом, - направляющими нас потребностями - и определяющими характер наших действий логическими координатами , или сокращенно ЭПЛК: Энергопотенциал +Потребности+ Логические Координаты.

Системы в нас

Владение понятийным, в частности системным, а точнее системно-функциональным мышлением фактически гарантирует способность решать сложные задач и, даже те , перед которыми не владеющие этим мышлением профессионалы пасуют.

Для начала нам важно отметить, что мы все и всегда имеем дело прежде всего с моделями. Мы видим не то, что мы видим, а те модели, которые строим, каждый по-своему, на основании полученных данных.

Построив модель, мы получаем независимость от реального мира, уходим от управления нами со стороны этого мира, мы обретаем свободу для его изменения. Только так, получив свободу обращения с моделью, мы можем сделать ее максимально удобной для наших нужд, придать ей нужную нам форму. Чтобы затем перейти от модели обратно к реальности. Из кибернетики известно, что задача наблюдения и задача управления сводимы друг к другу.

Так, если ребенок, играя в прятки, спрятался за столбом электропередач , то это значит, что он сконструировал из этого столба (искусственного объекта) укрытие, придал ему новое назначение в процессе игры в прятки. Причем сделал это сначала в своем сознании, а потом и реализовал на практике.

Процесс совершенствования элементов (подсистем) или улучшения связей в системе жестко подчинен интересам всей системы. Избыточное развитие элементов или развитие их «не в ту сторону» может оказаться для всей системы так же губительно, как и его (развития) отсутствие. Ведь при этом меняется характер связи между элементами системы. И модель должна нам это показать после некоторых ее изменений, отражая, а лучше опережая реальные процессы. Связи в системе, связи системы с ее окружением, условно говоря, важнее, чем состав ее элементов.

Знание надсистемы необходимо, чтобы проверить, не произойдут ли в ней вредные или полезные изменения после того, как мы что-то сделали с системой, отследить так называемый сверхэффект, чтобы мы могли осуществить прогноз развития системы. Ведь ее назначение определяет надсистема.

Порядок Построения искусственной системы: 
  • (1) выделить интересующие нас материалы Потоков. 
  • (2) дать Предварительную формулировку назначения системы и присвоить ей имя; 
  • (3) собрать в модель взаимодействующие с выделенными материалами потоков элементы 
  • ( 4) пополнить модель важными с нашей точки зрения элементами системы и надсистемы
  •  (5) llроверить все llостроения и llерейти к анализу модели, с ее ltостоянной (llo мере необходимости) корректировкой - nоllолнением и уточнением.

Суть в функции

Знание н азначения - того, ради чего, причины возникновения любого объекта или процесса крайне важно для последующей работы с ним. Это может многое прояснить в его последующей судьбе.

Чтобы правильно ставить цели и овладевать навыками решения любых задач, мы должны уметь видеть частности - то, что именно в этой ситуации происходит внутри некоторого объекта или процесса и какое именно действие он оказывает на другие объекты. Нам надо оживить наши модели, научиться видеть характер влияния одних элементов на другие, важные для нас связи между ними, как явные, так и скрытые.

  • Функция (Фп. т.) - это описание операции, модель действия элемента ИС, приводящего к изменению или сохранению состояния другого элемента этой же или другой ИС, включающая описание того элемента или той ИС, на который направлено действие, и самого действия (п - номер элемента ИС, т - номер функции этого элемента). 
  • Активная функция - это функция, меняющая параметры объекта функции. 
  • Пассивная функция - это функция, сохраняющая параметры объекта функции
  • Событие -это модель результата одной или нескольких операций в виде полного грамотного предложения, отражающего одно из произошедших изменений в определенном элементе некоторого процесса. 
  • Параметр - количественная или качественная характеристика (мера) изменения в объекте или процессе, возникающего вследствие воздействия на него другого объекта.
Правила формул ировки
  • Выделить два взаимодействующих элемента: выбрать носитель функции (инструмент) и объект функции (изделие)
    • При этом инструмент должен быть определен максимально конкретно, а для изделия рекомендуется выбирать как можно более общее название. Но обращаем ваше особое внимание: это должен быть именно объект, а не его параметр.
  •  Убедиться в наличии изменений в объекте фупкции (изделии) в результате действия на него носителя функции (инструмента) или появлении этих изменений при прекращении действия. Спросите себя: что будет, если инструмент перестанет существовать ?
  • Описать выявленные изменения или характер сохранения состояния изделия под действием инструмента в форме: действие (глагол) + изделие (существительное)
  • Уточнить границы действия носителя функции (инструмента) в составе ИС, а значит и характер его действия с помощью двух взаимодополняющих вопросов, обращенных к носителю функции (инструменту)
  • Проверить точность записи действия с помощью вопроса «что значит ?», направленного на действие, глагольную часть формулировки
  • Осталось при необходимости дополнить формулировку уточпяющими комментариями, которые пишутся в скобках в любом месте полученной формулировки.

Цель снаружи

Если смотреть на человека как на систему, то ее назначение, цель создания, как ни странно это, быть может, звучит для человека, не владеющего ТРИ С, всегда находится снаружи. В самом деле: если мы - система, носитель функции (инструмент), то наши объекты функций (изделия) всегда находятся в надсистемах: тех процессах, в которые мы вовлечены. И от того, что мы считаем своими надсистемами, зависит многое, если не все .

  • МЕЧТА - то, чего хочется, обобщенный образ - например, коммунизм для пролетариата, для избранных, для всех ... или «счастье для всех и чтобы никто не ушел обиженным» - задает направление действий. 
  • ВИДЕНИЕ - то, чего надо, модель будущего, в которой видны некоторые детали. 
  • ЦЕЛЬ - то, ради чего, какой процесс улучшит или запустит достижение цели: комфортное проживание в построенном для себя доме или некие творческие процессы, осуществляемые твоими учениками. 
  • ЦЕЛЕВОЕ СОСТОЯНИЕ - то, куда надо попасть, параметризованная модель результата, когда заданы или выбраны конкретные параметры некоторой операции определенного процесса, что конкретно мы хотим получить в результате наших действий. 
  • ЗАДАЧА - то, что надо преодолеть, модель ограничения, препятствия, дополненная данными и позволяющая определить необходимые для достижения целевого состояния ресурсы; часто она еще подлежит уточнению, сбору отсутствующих сведений. 
  • ПЛАН - то, что надо сделать, порядок выполнения действий по решению задачи, например, основной алгоритм в ТРИЗ (АРИЗ-85В) - это по сути план, по которому вы выполняете ряд действий. Впрочем, можно, конечно, говорить и о плане, состоящем из последовательности целей или задач, просто любой план не определяет того, ради чего, не указывает, куда надо попасть, и не формулирует, а только объединяет в рамках одного документа, задачи.
  • ПЛАН-ГРАФИК - то, когда надо сделать, план с указанием времени выполнения отдельных пунктов и ответственных за их выполнение.
Цель надо ставить в самом общем виде и смотреть, на какие задачи она выводит - именно это и есть творческий подход. Именно в этом отличие видения и цели от целевого состояния и тем более задачи. Цель лишь напоминает «ради чего» и задает направление движения в общем виде. Человек не может стоять на месте - это равносильно смерти.

Задачи же, по мере их выбора и решения, образуют наш путь к цели, постоянно корректируемой по мере движения в зависимости от того, как решаются эти задачи и что они меняют вокруг и внутри нас. 

Именно для того, чтобы согласовать цель с задачами, мы и ввели понятие uелевого состояния.

Если говорить конкретнее, то с нашей точки зрения критериев 
  • Направлеппость вовне
  • Соответствие цели средствам
  • Цель жизни должна находиться за ее пределами
Интерес рождает процесс (исследовательский рефлекс). Сосредоточенность на процессе запускает увлечение. Увлечение перерождается в потребность.
  • насколько именно вы нужны этому процессу; 
  • насколько этот процесс нужен вам, в какой степени он обеспечивает ваш рост и развитие. 
Мы убеждены, что гораздо результативнее пробовать. Надо пробовать и пробовать, пока не получится. Но пробовать не все подряд, а то, что несомненно является достойным и желательным. И чтобы это еще и казалось недостижимым. Эта недостижимость всегда кажущаяся. Достаточно перейти от поставленной цели к частным целевым состояниям и задачам, как ее иллюзия исчезает. 

  • Гипотеза ограничений возможности выбора: по мере жизни любого человека его возможности выбора вариантов жизни (работы, места проживания, отношений с людьми и т. п.) убывают, пока не сведутся к нулю. Его жизнь становится однозначно определенной.
  • Гипотеза сходимости: «свободные» поступки любого человека, подчиняясь законам тех систем, элементом которых он является, и сходятся к максимуму его возможностей в рамках одной из таких систем, независимо от осознания или неосознания им этого.

 Задачи в прошлом

Хорошо поставленная задача - это, как правило, задача уже наполовину решенная.

Именно логические координаты, сформированные благодаря изучению ТРИС, позволят нам не кидаться в реализацию первой же пришедшей в голову идеи, скорее всего не самой лучшей. Именно они заставят нас сначала поставить задачу в самом простом, но и самом общем виде, выбрать наилучший системный уровень и время ее решения и направить наше внимание на поиск самых простых и доступных ресурсов

  • Идеальность -условная характеристика искусственной системы, описываемая через отношение ее полезных функций к затратам на их выполнение. 
  • Идеальная система - система, которой нет, но ее функция выполняется

Ресурсы везде

  • Активпость - то, благодаря чему возникают все виды движения материи, все процессы в ней. Активность - это проявление воли к жизни, силы желания развиваться. Именно активность заставляет все живое, а через людей - и неживое тоже, постоянно искать новые ресурсы, приспосабливаться к окружающей среде, выживая в самых трудных условиях.
  • Связность - то, что заставляет разрозненные части работать как одно целое, соединяя их вместе, в систему, в рамках одного процесса. Без нее мир фактически лишится ресурсов, возникающих в таких объединениях и обеспечивающих его (мира) развитие. 
  • Давление потока - это форма активности надсистемы и/или среды в виде направляющего, задающего характер взаимодействий в системе воздействия, обеспечивающего ее связность как системы с окружающим миром, а значит и элементов системы между собой. 
  • Критерий давления потока (КДП) как мера интенсивности (мощности) воздействия на носитель и обьект функции ближайших к ним элементов ИС
  • Критерий активности (КА) как мера интенсивности действия НФ и ОФ. 
  • Критерий связности (КСв) как мера влияния НФ и/или ОФ не столько друг на друга, сколько на другие (находящиеся за их пределами) элементы ИС, силы воздействия на них и их воздействия на НФ и ОФ. 
Функционально-системный подход предполагает следующий порядок действий
  1. Построить модель проблемной ситуации - основной инструмент - ИС. 
  2. Выбрать время и системный уровень решения проблемы, определить нужиое целевое состояние - основной инструмент - поле параметров (ПП). 
  3. Сформулировать на языке событий или функций основное ограничение  - основной инструмент - формулировка функции или события (ФФ). 
  4. Оценить (экспертно) системно-функциональное состояние проблемной области - основной инструмент - критерии оценки состояния системы (КОСС).
  5. Построить портрет искомого ресурса (ПИР) - основной инструмент - параметрический анализ (ПА).  
  6. Проанализировать ход решения задачи и улучшить полученные решеиия (можно использовать модель ИКР)

Энергопотенциал в нас

Энерrия идет за вниманием. Она тратится в работающей части тела и без включения в работу внимания, но именно внимание концентрирует равномерно распределенный в теле ЭП в нужной точке, обеспечивая как заметный рост наших возможностей, так и эффективное восстановление ЭП после работы. И это очень важное правило очень пригодится нам в дальнейшем.

Исходя из того, что мы рассказали в этой главе, следует, что: 
  • тренироваться надо ежедневно, лучше с утра, натощак - так мы можем создать некоторый резерв энергопотенциала на текущий день, больше не получится. Тренировки два-три раза в неделю - это тренировки мышц, и только косвенно энергопотенциала - организм в промежутках между ними остается неочищенным изнутри;  
  • тренировки должны доставлять удовольствие - не забывайте про ненасилие, иначе надолго вас не хватит. Они не просто должны быть приятными , а доставлять телесную и духовную радость, вплоть до порой невозможности сдержать рвущуюся изнутри улыбку. Это довольно сильное, ясно ощущаемое удовольствие должно возникать не от процесса тренировки как такового, а от ощущений в теле. 
  • это значит, что в процессе тренировки наибольшее значение имеют не упражнения, а паузы между ними. Хотя и сами упражнения должны делаться в зоне комфорта и вызывать приятные ощущения, но восстановление энергопотенциала происходит именно в паузах. 
  • - это значит, что в процессе тренировки самым главным является работа нашего внимания - ведь энергия идет за вниманием, ведь только при этом условии вы сможете выбрать из тренировки максимум удовольствия. А сколько удовольствия вы получите, столько же получите и пользы. 

Алгоритм постановки и решения задач ФАИПР-2015

  • Уточнение задачи
    • Построить модель проблемной ситуации
    • Выбрать время и системный уровень решения проблемы, определить нужное целевое состояние
    • При необходимости провести функционально-системный анализа НС (с 110- строением потоковых моделей взаимодействий или без них)
  • Формулировка задачи и подготовка решения
    • Найти ограничения, мешающее достижению выбранного целевого состояния и сформулировать их на языке событий или функций
    •  Провести причинное моделирование (по событиям для сложных социальных и управленческих процессов или по функциям для объектов, эти процессы создающих) с выделением ключевого ограничения (ключевой 11роблемной функции) и выявить ключевые задачи
    • Оценить (экспертно) системно-функциональное состояние проблемной области с учетом действия надсистем и среды, используя для этого критерии давления потока, активности и связности для каждой проблемной функции
    • Построить портреты искомых ресурсов - ПИР
    •  Провести поиск существующих способов выполнения проблемных функций в рассматриваемой и всех других областях человеческой деятельности, а также в природе и выполнить анализ недостатков найденных способов
    • Провести поиск решения поставленных задач  
    • Провести глубокий анализ ресурсной обстановки в области постановки задач
    • Запасной ход (для правополушарных) использовать модели ИКР и веполя.
    • Провести поиск решений задач, исходя из пп. 2.4. и 2. 7 и проанализировать полученные решения
  • . Решение задачи
    • Определение очередности использования ресурсов для решения зада11и 11а осuове таблиц о•tередности использоваиия ресурсного обеспе11е11ия 11роблемuой фуuкции.
    • Формулировка ключевых для решения задач функций и выявление ключевых ограничений на их реализацию со стороны условий задачи или законов природы (включая биологические, психологические и т. п. законы). 
    • Анализ потенциала и ограничений системы по законам развития
    • Поиск конкретных способов использования найденных ресурсов в выбранных направлени
    • Если решение не найдено или упирается в ограничения физического плана - использовать таблицы и перечни физических, химических, геометрических, 11сихических и т. п. эффектов.
  • Проверка решения и его развитие
    • Проверка сверхэффектов
  • Анализ хода решения

Comments