Мышление как инструмент


Мышление аналогиями помогает нам надежнее связать между собой природу вокруг и придумываемые новые сущности.  

 

Нас делает счастливыми умение творить, создавать, осмысливать этот процесс. Иногда мы осмысливаем его недоступными нашей речи образами, абстракциями и аналогиями. 

 

Искусство этим и ценно, что чувствуется изнутри и не требует этих поисков смысла. Искусство возникает в процессе акта сотворения, руководствуясь не словами, не рациональными построени ями, а  энергией действия автора.   

 

Первое правило — Carpe Diem 

  1. Если есть возможность взяться за интересное дело — возьмитесь. Попробуйте сразу. Проба — уже опыт. Результат не так важен, как стремление и заинтересованность, — он приходит с опытом.  
  2. «собери свое»: берите из разных теорий и прикладных практик самое ценное, чтобы решать собственные задачи. Комбинируйте разные приемы мышления и постоянно стремитесь к улучшению этой новой схемы. 
  3. Третье правило — «тело в дело»: стимулируйте физическое развитие, чтобы быть более эффективным интеллектуально.   
  4. Четвертое правило — «счастье не цель, но средство»: стремитесь не к счастью, а к творческой жизни, где счастье не цель, а инструмент. Жизнь целостна: наше будущее в наших руках только отчасти. Радуйтесь тому, что отвело вам ваше сегодня. Уделяйте внимание воспитанию детей и развитию связей с поколениями: важно постоянно формулировать и дополнять свой личный опыт, передавая его другим. Необходимо искать наставников и воспитывать в себе эту роль — роль учителя. Счастье учителя — в успехе учеников. 
  5. Пятое правило — «легкие пути не мотивируют». Увы, но обманывать себя не получится: выбирайте сложный путь, чтобы быть достойным своих целей.  


  • Стратагема «Пространство» — пространственное мышление 
  • Стратагема «Герой» — мифологическое мышление 
  • Стратагема «Призвание» — интуитивное, прогностическое мышление 
  • Стратагема «Путешествие» — визуальное мышление 
  • Стратагема «Антагонист» — критическое мышление 
  • Стратагема «Наставник» — коллективное мышление, артикуляционное мышление 
  • Стратагема «Схватка» — творческое мышление 
  • Стратагема «Потеря» — инженерное мышление 
  • Стратагема «Победа» — практическое мышление 
  • Стратагема «Возвращение» — аналитическое мышление

Стратагема 1. Пространство. Точка отсчета

Понять, осознать, как вы оказались на территории решаемой проблемы, где границы ее действия и где точка отсчета для начала пути решения вашей задачи. Начать изучение проблемной области как пространства между прошлым опытом и возможными новыми знаниями. Найти, обозначить, осмыслить границы как проблемы, а также определить области возможных решений. Основательно изучить пространство решаемой задачи как практическое, теоретическое и символическое. Понять, как стратегия действий будет распространяться в пространстве шаг за шагом и во времени.
  • Space: Создайте карту проекта, на которую нанесите основные объекты; укажите, где сейчас находитесь вы, а где проблемные зоны и что их окружает, какие объекты связаны между собой, какие ближе к проблеме и как они влияют на общую ситуацию.
  • Knowledge: Опишите пространство знаний о проекте. Какие знания, данные, источники информации у вас уже есть, так что вы их можете использовать в проектной работе, а какие вам могут понадобиться, и тогда вам нужно подумать, как ими обеспечить проект. Опишите, что вам нужно будет изучить, чтобы расширить пространство осведомленности и понимания проблемной области. Подумайте о местах, где можно получить полноценные консультации и нужные знания.
  • Time: Начертите горизонтальную линию: это будет временнáя шкала вашего проекта. Обозначьте финальную точку проекта и какие результаты вы ожидаете, желаете получить в итоге. Отмечайте над шкалой предполагаемые работы, этапы, цели для каждого отдельного фрагмента проекта, а под шкалой — сроки и необходимые для работы ресурсы. Обдумайте, отмечая на временнóй шкале проекта, какие участки, точки проектной разработки, размышлений могут потребовать от вас больше эмоциональных сил, внимания, времени.

Стратагема 2. Герой. Миф. Идея

Выбирайте роль по плечу — лучше сложную, которая научит, подтолкнет к росту.

Выстраивайте свою стратагему из понимания, что разные роли вашей жизни постоянно ищут себе образцы и образы, относительно которых формируют собственную модель поведения, истинную картину самого себя.

В критических ситуациях наше мышление, как у сапера, проявляет себя наиболее ярко, рационально и последовательно.

Проблемы решаются гораздо эффективнее, если разделить их на части и решать поэтапно.
 
Будьте как дети: всегда подмечайте детали, которые мало кто заметит. Такая практика учит мозг оставаться любознательным.

Меняйте положение тела во время работы, будьте подвижны. Держите мускулатуру в тонусе, а кровеносной системе помогайте эффективно снабжать тело кислородом. Это полезно и для здоровья тела, и для мозга.

Сформулируйте для себя три образа вашего личного героя, продумайте их. Один будет активен в профессиональной среде, другой — в домашней, максимально свободной и близкой вам. Третий же образ будет проявляться только в опасных и кризисных ситуациях.

Одни навсегда запоминают этот урок: надо успеть сделать что-то, пока есть такая возможность. Наметить, запомнить, заштриховать, пока свет падает хорошо. Другие, наоборот, радуются, что их отпустили, не задумываясь ни о чем.... Но, возможно, один ребенок останется в классе и продолжит рисовать, даже когда «свет ушел». Будет рисовать по памяти, поймав творческий поток. Ему не будет страшно или одиноко.

О прощании

«А теперь вон отсюда!» — так обычно завершается каждая моя лекция. Кажется, грубо, но именно за дверями класса знания обретают свою жизнеспособность. Прощание определяет то, как вас запоминают. Придумайте для себя десять способов личного прощания. Такого, чтобы оно осталось в памяти у тех, с кем вы прощаетесь.

Пространство связей и интересов

Наши социальные связи создают пространство связей и интересов. Понимая мотивы и интересы других людей, нам проще собирать нужные команды и коллективы под нужные нам условия и цели.

Практическое мышление

Практическое мышление фокусируется только на действии. Рефлексии тут неуместны, равно как и длительный сбор информации о деятельности, поскольку размышления возникают только для разрешения проблемы, а если действие на практике показало успешность, то эта формула деятельности становится новой моделью — до следующей проблемы.

У спортсмена практическое мышление: он должен моментально видеть игру, поле, результаты соперников и моментально управлять своими действиями. А вот его тренер видит игру как теоретическую мыслительную активность. Он сравнивает результаты и техники других спортсменов, статистику, оценивает возможности и даже влияние атмосферного давления и погоды. Практическое мышление уместно, когда мы решаем задачи повседневности, но когда мы ищем свое призвание или хотим успешно реализоваться в качестве профессионала, тут скорее поможет теоретическое мышление.

О последовательной и постоянной практики

Нет других секретов хорошей работы, кроме последовательной и постоянной практики. Отточите до автоматизма все монотонные этапы. Никакие медитации и практики осознанности здесь не помогут. Прижмут безденежье и тоска — будете заниматься всем, что подвернется. А пока все хорошо, развивайте умения. Готовьте шаблоны, прорабатывайте ритуалы.

Формулы

Запомните простые формулы успеха практики:
  • талант × настойчивость = умения,
  • умения × настойчивость = успех

Не знаете, что предпринять для достижения успеха в любимом деле, — тренируйтесь. Любите писать, рисовать, проектировать и при этом хотите реализоваться как автор — тренируйтесь в написании статей и сценариев, рассказов и заметок, рисуйте наброски, натюрморты, быстрые портреты и этюды, проектируйте сервисы, наблюдайте за поведением людей, на все смотрите как на интерфейс.

Любое практическое задание делите на части. Лучше начинать с простой и легкой части, которая воодушевляет, но не требует усилий и фокусировки, затем следует переходить к сложной, требующей внимания и терпения, а после завершить сессию повторением изучаемого действия и поставить точку, выполнив то, что получается лучше всего. Это оставляет в памяти ощущение радости — усталость и стресс останутся в области позитивных переживаний.

Герои живут в каждом из нас  

Герои живут в каждом из нас — нужно лишь уметь вытащить их наружу. Как найти этих скрытых от сознания воина, мага, варвара, мать, берсерка, лекаря, купца? Иногда символическое и мифологическое мышление помогают распределить идеи и направления размышлений по конкретным ролевым моделям.

Охота за знанием

Мы спешим навстречу самому странному увлечению людей — охоте за знанием. Десятки тысяч лет наши предки охотились в лесах и степях за добычей и вместе с дикими ягодами, медом, тушами убитых зверей приобретали знания о том, как выслеживать пути диких животных, подмечать приметы зрелости ягод, выкуривать пчел, не забирать все яйца из гнезда и т. д. Тысячелетиями человек нес к очагу не только добытый опыт, но и захватывающие истории о героях.

Подражание

Культура человеческой цивилизации выработала такой интересный механизм в творчестве человека, как подражание. Это древнейший навык нашего мышления и чувствования.

3. Зов. Призвание. Призыв 

4. Путь. Путешествие. Перемещение

5. Соперник. Антагонист. Конкурент

Действуйте: изучайте конкурентов. Тех, кто объективно лучше вас разбирается в вашей общей работе. Хорошее знание их приемов, методов и подходов поможет определить границы, за которые вы не решаетесь шагнуть. Продумайте, какие антагонисты в работе есть у вас, кто радикально по-другому подходит к решению задачи. Не будьте самоуверенными: вас изучают — и вы изучайте, чтобы знать, как побеждать.

Копии

На своем жизненном пути герой вашего личного сюжета может встретить массу аналогий, целые отряды похожих на себя людей, образов, персонажей.

О пчеле

«Самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячей ку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой ; в том, что дано природой , он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая, как закон, определяет способ и характер его дей ствий и которой он должен подчинять свою волю»*

6. Наставник 

Уровень осведомленности

Люди с низкими уровнями осведомленности о проблеме обычно увереннее в том, что и как надо решать, чем профессионалы, которые компетентны в вопросах конкретной проблематики, но сомневаются в собственной правоте, поскольку имеют больше опыта и знаний о том, что сама проблема может быть шире, чем кажется.

Аналитическое мышление

Аналитическое мышление опирается на пять практик: 
1. Любое решение принимается только при подтверждении фактами и проверке в тестовых ситуациях
2. Идеи и гипотезы могут быть разными, но должны иметь понятные данные, по которым можно судить о влиянии этих гипотез и идей на ситуацию, быть измеряемыми и иметь прямую зависимость, которую можно отслеживать и проверять. 
3. Любое утверждение не имеет значения без валидации, а также проверки на основе доступных данных и отсутствия противоречий. Именно подтвержденные фактические данные являются основой для принятия решений.  Критическое мышление призывает основывать любые размышления и строить гипотезы только на валидационных практиках. 
4. Недостатки системы, барьеры, противоречия — все эти помехи тоже имеют важные мотивы, причины и условия, которые нужно анализировать. Данные об этих негативных влияниях на систему более важны, чем условия успешного функционирования. 
5. Данные обнаруживают динамику. Важно внимательно изучать прошлое процессов, чтобы увидеть и сезонность, и зависимости показателей от долговременных влияний. Сам период анализа данных может вводить в заблуждение о том, как функционирует и, главное, как меняется система.

7. Схватка. Сражение. Столкновение

Не сдаваться = Повтороное возвращение героя ( архетип )

Важно быть готовым не просто к столкновению идей, соперничеству решений, обмену конкурентными ударами, а к тому, чтобы повторно выходить на ринг после поражений. Главная роль настоящего героя — это повторное возвращение с новыми силами.

Может ли страх стать тренером?

Негативное мышление ставит риски и опасности в приоритет, но не для того, чтобы остановиться и начать путь обратно, а чтобы начать острее мыслить, вникать в границы опасных территорий, в плотность рискованных преград. Теперь у вас есть план, стратегия, реальный партнер и тренер — ваш страх. Возьмите свой страх и сделайте его своим тренером. 

Медитация

  1. Вы  представляе те себе саму задачу — это первый шаг, но в контексте того, как  она вам лично интересна и  чем  ее  решение влияет на вашу жизнь, максимально образно, честно, откровенно: задача как  личный результат.
  2. Второй шаг — представить вашу задачу как решенную, идеально выполненную, вообразить желаемый результат в деталях. 
  3. Третий шаг в медитации интересен как практика ментального контроля: весь запланированный процесс и работ, и мышления, и промежуточных проверок результатов вы воспроизводите в своем сознании в обратном порядке, идете от финала к началу работ. Эта новизна понравится мозгу, и он внимательней будет ее анализировать. 
  4. Четвертый шаг, новый, ответственный этап, — сложная ситуация. Вы представляете себе неожиданно возникшие проблемы, которые могут помешать достижению цели. 
  5. Пятый шаг — погружение в поток идей о том, как преодолевать возникшие кризисы, какие дополнительные ресурсы нужно задействовать, как выходить на позитивные решения. 
  6. Шестой шаг — собирать различные новые инсайты о возможностях, чувствовать легкость, свободу и готовность к любым переменам: ведь вы только что увидели много из того, что было от вас скрыто.

Разбор объекта и задачи по шагам в течение нескольких минут

Если вам надо лучше понять дизайн объекта или особенности его работы, можно провести короткую сессию на семь минут. Важно сохранять концентрацию на  самом объекте, но при этом стараться мыслить быстро, переходя из стадии в стадию.

Как на соревновании

Иван Абаджиев* предложил радикальную форму спортивной подготовки силовых атлетов. Если в советской системе было принято тренировать дважды в день, то болгарские атлеты проводили шесть тренировок (!) в течение дня. Тренер Абаджиев сократил три десятка вспомогательных упражнений, все общефизические упражнения — оставил только то, что полностью моделирует день соревнований. Скажу прямо, все были в шоке от такой информации. Поднимать каждый день максимальные веса, словно ты на соревнованиях, — постоянно. Шесть раз в день. Шесть упражнений вместо тридцати. Шесть дней в неделю. Манифест Абаджиева — в фанатизме силы. Штангист под его управлением — это постоянно готовый к силовому соперничеству человек, который мыслит только прагматичными соображениями. Выбрасывает лишние периоды низкой интенсивности, выбрасывает работу с легкими весами и дополнительные упражнения, оставляя только самое принципиальное — то, как это должно быть на соревнованиях. Каждая тренировка по такой системе — репетиция соревнования.

Если атлет начинает думать о соперниках — он поддается давлению, в его мир, в его мышление проникают не абстрактный страх неудачи, ожидание травмы.

Вне зависимости от результата соревнования вы победитель. Результат соревнования принадлежит другим — зрителям, фанатам, истории спорта. Вам принадлежит правда: встать на тренировку в сильный дождь было сложнее, чем победить. Проделать тренировочный комплекс, постоянно контролируя движение травмированной связки и белея от боли, было сложнее, чем победить.

Дофамин

Мы маркируем наши знания дофаминовым импульсом. Дофамин, высвобождаемый во  время занятия, тренировки, урока, рабочей сессии, тщательно рассчитанного и структурированного закрепления, а также во время нового опыта, увеличивает вероятность того, что вновь полученная информация будет сохранена на постоянной основе. Так работает повторяемость. 

Закрепляет навык, формирует связи опыта, знания и памяти. Проделывая многократно операции с разными мыслительными конструкциями, мы обучаем мозг радоваться процессу интеллектуальной игры, жонглируя дофаминовыми всплесками высвобождения и хорошего закрепления знания. Больше всего дофамин высвобождается при новом опыте: наши эмоции и переживания от новизны.

Антропология

Тут важно помнить и мнение большинства антропологов: вероятно, активная умственная работа во время интенсивного физического стресса и после была более естественна для наших далеких предков и стала эволюционно приобретенным функциональным комплексом. Ситуация, требующая активного мыслительного процесса, часто была связана с выживанием, и думать приходилось в процессе активной физической работы, во время погони, схватки, борьбы со стихией.

Мне неизвестен пока способ получения творческого вдохновения, кроме умелой и естественной комбинации пешей прогулки, хорошей физической нагрузки и позитивных эмоций. Эти три фактора часто приводят человека в отличное расположение духа, вероятно, создают большую готовность нейронов мозга, чтобы перекидываться между собой притяжением в новых и необычных направлениях

Интенсивность

Всегда изучайте свое дело до измеряемых величин. Измеримая величина дает вам ориентир для сравнений. Величины могут быть разными. Главное, чтобы вы точно могли эти значения понимать и знать, как их измерить. В чем заключается ваш личный результат? В часах на тренировке? В количестве выполненных упражнений? В соотношении суммы всех весов тренировочных снарядов и длительности тренировки? В секундах? Дистанциях? Шайбах?

Тогда вы измерите свою результативность и разберетесь с понятием интенсивности тренировки, сразу возникнет простое сочетание букв: Л. Р. Это Личный Рекорд. Он становится точкой сравнения, точкой движения. 

Мы тянемся

Стремление найти в  жизни надежную личность, учителя, близкого является нашей природной потребностью довериться более сильным и опытным людям. Однако нередко человеку, попавшему в ловушку образа (когда перед ним оказывается не мудрец, а корпоративный клоун с ужимками коуча), это может помешать принять верные решения.

Все тело

Мышление зависимо от физического состояния человека. Повышенный жизненный тонус, обилие энергии, позитивный гормональный баланс в организме биохимически влияют на настроение, способность получать удовольствие от умственной работы. Чтобы заставить мозг работать на полную мощность, надо готовить все тело.

По результату

С  вечера записывайте результат, а  не  желание или  цель. По результату вы оцените день завтра. Наличие блокнота и записей будет создавать у вас позитивное отношение к самому факту планирования как к созданию материальной ценности ваших дел.

8. Потеря

Действуйте: в жизни не хочется отказываться ни от чего, особенно от того, что ценно. Опишите ценные для вас убеждения и принципы, то, чем вы не торгуете, чего не обмениваете и не предаете. В другой список внесите то, что, может быть, придется потерять в процессе достижения цели.

Сознательно

Хороший стратег теряет, отдает, жертвует. Это заметно по игре в шахматы, где потеря одной или нескольких фигур может быть частью стратегии разгрома противника.

Допускайте плановые потери. Часто у нас в голове путаются дела, которые мы должны завершить или должны делать их в разных режимах и по разным мотивам. Стоит быстро составить простой план, какие из задач, дел, обязательств вы можете честно или принять как потерянные, или отложить.

Экстрим

Никаких поездок за экстримом! Число погибших людей, которые искали новый смысл в море, горах и небе, — сотни.

Вербализация

Озвучивайте, проговаривайте ваши задачи — все, что делать обязательно и к чему совершенно не лежит душа. Вербализируя понятие, мы его точнее осознаем. Теперь или найдите тех, кто сможет эти задачи решать за вас (это вопрос компенсации), или готовьтесь к работе по таймингу. 

Пренебрежения к оценке качества

Мой совет: начните с полного пренебрежения к оценке качества. Начните делать то, что не хотите, но намеренно не задумывайтесь, насколько хорошо или плохо вы это делаете. Просто автоматически делайте, как умеете. Мозг постепенно врабатывается, переключается в режим оптимизации своих затрат энергии и бросает свои ресурсы на обеспечение того, чем вы сейчас заняты. Допустим, вы сели и грубо, невнимательно начали собирать в рабочие папки документы и давать им понятные названия. Вы не следите, насколько грамотно подписываете файлы. После десяти минут работы вы вдруг чувствуете, что мысли стали собранными. Теперь вы думаете о том, чтобы позже перепроверить все названия, включить режим сортировки документов по дате создания, присвоить важным документам отдельные ярлыки.

Выстрел в темноту

Я выработал для студентов прием «Выстрел во тьму». Если вы работаете с проблемной областью и вас сложно понимают — выстреливайте вашу идею в темноту непонимания. Не думайте, как ее воспримут или как вы будете выглядеть в глазах не понимающих вас. Смело стреляйте идеями. Тут важна не точность, а бесстрашие перед темнотой. Бывает, мы сами ничего не понимаем, но ищем, и эта культура смелости высказывания работает особым образом.

Смысл жизни

Смысл жизни состоит в трате времени с пользой — например, на то, чтобы найти скрытые в вас способности. Новые возможности делают жизнь интереснее. Это философия.

Может, стоит просто отказаться от целей и пожить? Пожить, занимаясь любимым делом, заботясь и о питании, и о работе, но  не  возводя это в  культ существования с  жертвоприношением своих интересов, растратой душевных сил.

  • Выстраивайте широкие внешние сети, чтобы помочь себе лучше сканировать горизонт и возможностей, и объективных заслуг, подтверждаемых извне. 
  • Ищите информацию, меняющую правила игры, на периферии вашей отрасли, на границах ваших возможностей. 
  • Переосмыслите проблемы с точки зрения первопричин, чтобы разобраться в их сути.
Важнее уметь жить в разнообразии интереса к себе, когда вы наблюдаете за собой, за тем, что иногда бывает в жизни и дарит момент или душевного подъема, или счастья, или чувства уместности себя в этих новых обстоятельствах.

Импульс

Осознавайте не цель импульса, а его значение для вас лично.

Феномен силы состоит в том, что чем больше вы тратите энергии, тем больше ее вырабатываете. Грузите себя трудом и тренировками — это позволит вашему организму впитывать в себя энергию физическую и духовную.

Зануда

Всегда выбирайте роль не быть занудой. Даже если проект требует внимания к деталям и критического мышления — не занудствуйте. Говорите четко и понятно, не повторяйтесь, помогайте другим увидеть решение, а  не  в  сотый раз посмотреть на проблему.

Выбор

Выбирайте из трех — семи вариантов. По словам ученых, наш мозг резко снижает эффективность выбора, если надо вникать в разницу между восемью — двенадцатью объектами.

РВС

РВС — Размер, Время и Стоимость. Если у вас сложная задача, постарайтесь выявить ее ограничения и возможности, применив к ней эти перемены параметров. Измените размеры до минимальных или, наоборот, максимально возможных и посмотрите на условия.

Культура действия

Но надо воспитывать культуру действия. Привыкать, что ты постоянно можешь быть вовлечен в интересные процессы, изобретать простые штуки, придумывать, рисовать, проектировать. Это план 0 — точка разминки, подготовки, территория допустимых попыток ошибаться и место радостной свободы творить, что приходит в голову.

Достижимые цели

Живите в режиме малых, достижимых целей . Не легких, но нужных и вызывающих волнение. Откажитесь от размышлений на перспективу больше года. Вам важны перемены, в которых вы видите не случай , а собственные волю и упорство. Ставьте реально достижимые цели на день или на три — простые и сложные, доступные и важные. Изучить, договориться, посетить, понять, переделать.

О стиле как о стимуле

Решительно измените стиль одежды, внесите в повседневность новые, смелые атрибуты. Почувствуй те себя заново. Постарайтесь в  новом образе мыслить иначе,проявлять больше смелости не только во внешнем дизайне, но  и  в  образе мышления, откажитесь на  время от привычных стереотипов, а иногда и от убеждений.

9 Победа. Пир. Пиррова победа

Похвалить?

Похвала других дает вам право на  хорошие отношения с ними в будущем. Благодаря и хваля публично, вы максимально усиливаете эффект своей оценки и делаете соучастниками всех свидетелей похвалы. Если окружающие видят, что вы делаете это честно, без личной заинтересованности, вас наделяют собственным illusio, символической ценностью и социальным капиталом.

10. Возвращение. Путь домой

Всегда возвращайтесь в те места, где для вас начинались важные события и перемены. Возвращение  — это процесс осмысления того опыта, который вы получили в путешествии.

Возвращение в те места и величины, в которых мы уже побывали, в которых помним себя и осознаем, — это нужная точка, но не завершения, а начала нового цикла.

Возвращаясь после успешного завершения своего путешествия, аккумулируйте приобретенный опыт и смотрите на допущенные ошибки. Люди так устроены, что быстрее всего забывают неудачи, а их надо учитывать для своих будущих действий и, главное, мыслей.

В жизни эти моменты сшитых вместе мгновений важны своей абсолютной простотой и  бытовой теплотой наблюдения. Это не сентиментальность, не грусть по уходящему детству твоего ребенка. Это тихое и хрупкое осознание себя в маленьких камушках на берегу реки: ты сидишь и перебираешь округлые, теплые камни — и тебе хорошо. Каждый камень — миг жизни, голоса, слова, вспышки воспоминаний. Ты не думаешь о реке, о времени — ты держишь на ладони собственную вечность, свой космос, свое всё в руках. Ведь весь наш мир только в нашей душе, в нашем восприятии памяти

Всегда бросайте все дела, чтобы прочитать ребенку сказку перед сном и написать письмо матери. Иначе все ваши дела теряют смысл.

Откажитесь от подарков, не поздравляйте с праздниками, избегайте навязанных вам стереотипов. Даты и праздничные дни придуманы для заполнения жизненных пустот и эмоциональной глухоты. Всегда говорите, благодарите, признавайтесь в любви, всегда признавайте чужие заслуги, не прячьте благодарности, рассказывайте, что любите, когда любите, что цените, когда цените, создавайте поводы без повода. Дарите людям подарки высшей ценности — миг счастья от самореализации, радости совместного дела. Если ваш подчиненный и без вас хорошо зарабатывает — помогите ему заработать с вами больше

Comments